Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект по обществознанию на тему "многообразие социальных групп". Социальная структура Проект общество как многообразие социальных групп


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, МАРГИНАЛЫ, СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО, СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ, СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ.


МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОСТОИТ ИЗ СФЕР: ДУХОВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ: СЕМЬЯ, ОБЩИНА, НАРОДНОСТЬ, НАЦИЯ, КЛАСС. ВСЕ ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО РАЗМЕРУ И РОЛИ. НО ВСЕ ОНИ ВХОДЯТ В КАТЕГОРИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. СОЦИУМ- ОБЩЕСТВО, ПОЭТОМУ ВОЗНИКАЯ ПО ОБЬЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НЕСУТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВЯЗИ И ПРИЗНАКИ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ И Т.Д.


МНОГООБРАЗИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. В ЧЕМ ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ: СОЦИОЛОГИ ОБЬЯСНЯЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: 1.ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. 2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОТДЕЛЕНИЕМ РЕМЕСЛА ОТ С/Х- РЕМЕСЛЕННИКИ С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА: ЭКОНОМИЧЕСКУЮ, ПОЛИТИЧЕСКУЮ, И Т.Д. ПРОИСХОДИТ ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ГРУПП: БОГАТЫХ И БЕДНЫХ, ЛИДЕРОВ И МАСС. СУЩЕСТВОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ: УСЛОВИЯМИ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, СОЦ. НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ


КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ЕДИНОЙ ТИПОЛОГИИ НЕ СУШЕСТВУЕТ: УСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ НА МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ ГРУППЫ: 1.МАЛЫЕ- СЕМЬЯ, КЛАСС 2.БОЛЬШИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ ТАКЖЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ ПО ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ: РАСА, ПОЛ, ВОЗРАСТ: БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. В НИХ ВХОДЯТ ЛЮДИ, ПОТЕРЯВШИЕ ПРИВЫЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЖИЗНИ. НАЛИЧИЕ БОЛЬШИХ СЛОЕВ МАРГИНАЛОВ НЕ СПОСОБСТВУЕТ СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. ОСОБУЮ ОПАСНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ:ЛЮМПЕНЫ


СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО РАЗЛИЧНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЗАНИМАЮТ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НЕОДИНАКОВЫМИ ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ, ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ И ДОХОДАМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ЗАНИМАЮЩИЕ РАЗНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕРАВЕНСТВА НЕ СНИМАЕТ ВОПРОСА О СОЦИАЛЬНОМ РАВЕНСТВЕ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: 1. МАРКСИЗМ СЧИТАЕТ, ЧТО, НЕРАВЕНСТВО СВЯЗАНО С ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. 2.СОЦ. РАВЕНСТВО – УТОПИЯ. 3.В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СОЦ. РАВЕНСТВО ЭТО РАВЕНСТВО ПЕРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ. ВЗАМОСВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОБРАЗУЮТ СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.КАКОЙ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ? КЛАССОВЫЙ ПОДХОД МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ В ОСНОВЕ ДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА НА КЛАССЫ КРИТЕРИЙ СОБСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СТРАТЫ(ОТ ЛАТ. СЛОИ) КРИТЕРИИ: ДОХОД, ОБЬЕМ ВЛАСТИ, ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. КЛАСС НА СЛОИ:СРЕДНИЙ ВЫСШИЙ, СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ НИЗШИЙ


СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА В ПАТРИАРХАЛЬНОМ, ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕНЫ (СОСЛОВИЯ, КАСТЫ) В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ СНЯТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ. ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ СОЦ. ГРУПП В ДРУГУЮ: СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ НАПРИМЕР: ИЗ СЕМЬИ В ДРУГУЮ ВЕРТИКАЛЬНАЯ СОЦ. МОБИЛЬНОСТЬ. ВОСХОДЯЩАЯ И НИСХОДЯЩАЯ ПУТИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ОДНИХ ГРУПП В ДРУГИЕ: КАНАЛЫ СОЦ МОБИЛЬНОСТИ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ. (АРМИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, БРАК И Т.Д.)


СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖЕНИЕМ СОЦ. ГРУППЫ В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКА В НЕЙ НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ СОЦ. ИНТРЕСЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЕЁ НАПРАВЛЕННОСТИ, ХАРАКТЕРЕ, РЕЗУЛЬТАТАХ. ОНИ НАПРАВЕНЫ НА СОХРАНЕНИЕ В ГРУППЕ ОТНОШЕНИЙ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ СОЦ. ГРУППЫ ОТСТАИВАЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ И ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ПОЛИТИКУ: МАРШИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ВЫБОРЫ, СОЗДАНИЕ ПАРТИЙ


ВЫВОДЫ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДИ ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ ОБЬЕДИНЯЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ГРУППЫ. МНОГООБРАЗИЕ ЭТИХ ГРУПП СВЯЗАНО С РАЗДЕЛЕНИЕМ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ КРОМЕ ЭТОГО ЛЮДИ ОБЪЕДИНЯТСЯ ПО УСЛОВИЯМ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ, ПО БИОСОЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ МАРГИНАЛЫ И ЛЮМПЕНЫ РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАЗЫВАЮТ СОЦ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА СОЦ. НЕРАВЕНСТВО, ОТ ЕСТЕСТВЕННОГО ЕЁ ХАРАКТЕРА ДО ОТРИЦАНИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ: РАВЕНСТВО ПРЕД ЗАКОНОМ И РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ


ВЫВОДЫ ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ – КЛАСС, НО ПО МАРКСИЗМУ ОН ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕМ К СОБСТВЕННОСТИ. СОГЛАСНО ТЕОРИИ СОЦ. СТРАТИФИКАЦИИ КЛАССЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЕЩЕ И ОТНОШЕНИЕМ К ВЛАСТИ, УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕСТВО НА СТРАТЫ- СЛОИ. СПОСОБНОСТЬ ЛЮДЕЙ ИЗМЕНЯТЬ СВОЙ СТАТУС НАЗЫВАЮТ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ. ЧЕМ СВОБОДНЕЕ ОБЩЕСТВО ТЕМ ЛУЧШЕ РАБОТАЮТ СОЦ. ЛИФТЫ. ЗАЩИЩАЯ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЛЮДИ ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИКУ И Т. Д,ТАК КАК В ОСНОВЕ СОЦ. ИНТЕРЕСОВ ГРУППЫ ВОЗМОЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ДОСТУПА К СОЦ. БЛАГАМ. ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ

Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности - профессиональные интересы, общая идеология, этнические при­знаки?

На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):

Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: ра­совые, этнические группы, территориальные, группы на ос­новании родства, социально-демографические группы и т.п.;



статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре­
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа­
нии сходства социального положения, позиций в обще­
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес­
кие работники, учительство, чиновничество, предприни­
матели и т.д.;

целевые группы (организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч­
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива­
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма­
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ­
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде­
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.

Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном мно­гообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объе­диняться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изу­чении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.



В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринима­телях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют уча­стники группы - непосредственно или опосредованно.

Так, для некоторых социальных групп характерно наличие не­посредственных личных солидарных взаимодействий, которые, ес­тественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа парт­неров. Соответственно, они называются малыми группами. Нали­чие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимо­действиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

Большие группы - это многотысячные группы людей, разбро­санные на обширных пространствах, ввиду чего для них харак­терны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабо­чих, национально-культурная община и др.).


Группы могут быть формальными и неформальными, что особен­но важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсо­юзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общ­ности.

МАЛАЯ ГРУППА

Роль малых групп ъ жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.

Как и всякая социальная группа, малая группа - это посто­янная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объе­динение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на ко­торые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.

Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей­
ствие,
хорошее знакомство партнеров друг с^другом. >

Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ­ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в опреде­ленной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная - 7- 9 человек.

Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут­ригрупповых взаимодействий в малой группе:

Они носят персонифицированный характер;

У участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо
«Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы
легко соотносит себя с ней;

В малой группе эффективно может осуществляться груп­
повой контроль (и самоконтроль).
Человек постоянно на
виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре­
акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до­
стоверные ожидания относительно возможной реакции
каждого партнера;

Структура малой группы, выработанные в ней статусно-
ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор­
мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова­
ны,
т.е. адекватны конкретному составу участников, их
психологическим, нравственным, профессиональным осо­
бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы,
и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых
группах групповые нормы и стандарты поведения в зна­
чительной части формируются методом проб и ошибок,



«подгоняются» под индивидуально-личностные особеннос­ти конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы име­ют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).

Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмос­феры малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочте­ния, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых груп­пах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту.по­колений.

Связь «личность - общество» осуществляется преимуществен­но через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Ре­альное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезен­тируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведе­ния ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладыва­ют себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимо­отношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологи­ческих исследований*.

Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентифика­ция рядовых работников с компанией зависит от степени уваже­ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.

Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отно­шению к товарищам: он не должен подводить своих парней.

Значение малой группы во взаимодействии индивида с макро­процессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание про­цессов интеграции больших социальных групп.

Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-

* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

* См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.:
Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.


рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумов­ство, интриги и т.д.?

Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).

Первым на наличие первичных малых групп указал американ­ский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отно­шений между людьми, в которых реализуется подлинная челове­ческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодо­вание, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, кото­рые строятся на основе межличностной интеграции**.

Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны? Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выд­вигая в качестве признака первичных отношений наличие непос­редственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интим­ные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректо­ру, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет под­черкнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заиски­вания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «пер­вичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.

Под первичной группой (точнее, группой, основанной на пер­вичных отношениях) принято подразумевать малую группу, ин­тегрированную на основе таких исходных (первичных) призна­ков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональ­ная привязанность, доверительность. Отношения в первичных груп­пах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодей­ствия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

Вследствие этого первичная группа характеризуется:

Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;

* См.: Андреева Г.М. Социальная психология. -^ М., 1980, с. 242-243.

Общая социология


Достаточно высоким уровнем признания каждым ее участ­
ником мнения членов группы (родителей, друзей), их глу­
боким переживанием;

Высоким уровнем признания принятых в группе норм,
правил, стиля поведения, моды, вкусов.

В результате первичная группа играет огромную роль в форми­ровании у личности базовых ценностных ориентации, нравствен­ных принципов, вкусов, предпочтений и т.д. и осуществляет соот­ветствующий социальный контроль, который носит хотя и нефор­мальный, но достаточно глубокий характер.

Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Если первичные группы в современном обществе су­ществуют лишь в виде малой группы, сформированной на основе межличностных взаимоотношений, то вторичная группа может быть и большой, и средней (ЗИЛ, МГУ и др.), и малой (кафед­ра, отдел, бригада).

Трудности выявления и определения вторичной группы свя­заны с определением вторичных отношений. Вторичные отноше­ния - это отнюдь не синоним формальных отношений (вспом­ним пример про отношения между студентом и ректором, регу­лируемые неписаными нормами, - это вторичные отношения, но неформальные).

Нам представляется, что разделение групп на первичные и вто­ричные аналогично классификации взаимодействий людей, пред­ложенной Ф. Теннисом: община с ее инстинктивной волей и обще­ство с его рациональной (избирательной) волей. В первичных груп~ пах отношения между людьми индивидуально-адресные, партику-ляристские (к одному из друзей человек может испытывать боль­шую симпатию, чем к другому), а вторичные группы объединяют людей, связанных «поневоле», в силу исполнения определенных функций, статусов, ролей, а не наличия симпатии или антипатии. Основу вторичных групп составляет рациональный расчет, соци­альные контакты здесь носят безличный, односторонний и утили­тарный характер*. Отношения между участниками вторичных групп являются как формальными, так и неформальными (например, заведующий отделом руководствуется в своих отношениях с под­чиненными как законом, инструкциями, так и неписаными пра­вилами, принятыми в данном сообществе).

Вторичная группа организуется в основных социальных инсти­тутах (экономических, политических, образования) на базе раз­личных учреждений, предприятий, школ, партийных организаций и т.д.

* Фролов С.С. Социология, с. 160. 322


Следует сделать два специальных пояснения.

1. Вторичные малые группы, как и все малые группы, харак­
теризуются эмоциональной полнокровностью, осязаемостью, эм­
пирической, практической достоверностью. Но эта эмоциональ­
ность вторична, опосредована функциональными.соображения­
ми, нормами. Эмоциональность чаще всего выступает фоном для
реализации прагматичных, функционально целесообразных рас­
четов.

Во вторичных группах могут образовываться первичные отно­
шения между партнерами, возникать параллельные первичные
группы, объединяющие людей по признаку симпатии, совмест­
ного проведения свободного времени. Здесь уже иной мир, иная
логика отношений. ."

Анализ вторичных отношений и, соответственно, вторичных групп имеет существенное значение как для социальной науки, так и для социальной практики. В реальности в малой группе тесно переплетены первичные и вторичные (служебно-функцио-нальные) межличностные отношения. Но их необходимо четко разделять: первые ориентированы на «другого», на его индиви­дуально-личностные качества, симпатии, а вторые - на цель, ради которой существует организация. Без подобного разделения первичные отношения могут нанести вред делу (например, дру­жеские отношения между руководителем и одним из работников создают особые возможности для продвижения этого работника по служебной лестнице). Традиция смешивать первичные и вто­ричные отношения, подчинять вторые первым является призна­ком аскриптивно-партикуляристской мотивации, вредит делу и в конечном счете функционированию социальных институтов, в рамках которых возникли данные учреждения, организации. Со­вмещение вторичных (служебно-функциональных) и первичных (эмоционально-аскриптивных) отношений, подчинение первых вторым есть признак неразвитости, незрелости достиженчески-универсалистской мотивации, незрелости социальной организа­ции общественной жизни. В ней еще сильно проявляются «об­щинные» черты.

2. Зачастую особо подчеркивается роль первичных групп в про­
цессе социализации личности и недооценивается роль вторичных
групп. Не принижая роли первичных групп, мы можем утверж­
дать, что именно вторичные отношения, для которых характерны
деиндивидуализированные, служебно-функциональные требова­
ния и неукоснительный контроль за их выполнением, формиру­
ют трудовую мораль, дисциплинированность, ответственность,
многие другие важнейшие черты современного работника, граж­
данина. Учитель в школе, командир в армии, бригадир, коллега


На рабрте - все они связаны с нами вторичными (хотя эмоцио­нально окрашенными) отношениями, и многое определяется тем, какими деловыми и общечеловеческими качествами, какой куль­турой обладает этот учитель, командир, бригадир и т.д. большие группы Говоря об основной роли социальных групп в И СПЕЦИФИКА ИХ возникновении общественных макропроцессов и интеграции изменений, мы, конечно же, имели в виду боль г шие многотысячные социальные группы, кото­рые во многом являются основными субъектами истории. Хотим обратить внимание на следующее.

1. Большая группа является носителем "и хранителем основных социально-типических характеристик культуры. Содержание соци­ально-значимых черт человеческой психики, как справедливо под­черкивает Г.Г. Дилигенский, формируется именно на макросоциаль-ном уровне. Как бы ни была велика роль малых групп и непосред­ственного межличностного общения в процессах формирования лич­ности, сами по себе эти группы не создают исторически конкрет­ных исходных социальных норм, ценностей, установок, потребнос­тей. Все эти и иные смыслообразующие элементы возникают на основе исторического опыта, носителем которого являются не от­дельные индивиды, не малые группы в 10-20 человек, а большие группы. Круг интересов, зависимостей, реализуемых в малой груп­пе, настолько узок, что установление норм, стандартов поведения, уникальных для данной малой группы, бессмысленно. Каково при­дется человеку, вовлеченному в десятки малых групп, если в каж­дой из них будут приняты уникальная система норм, ценностей, особый язык? Именно в больших социальных группах (этническая, профессиональная, городская и др.) человек оказывается в про­странстве, социальные масштабы которого достаточны для суще­ствования особенной системы норм, ценностей, стандартов поведе­ния, культурного опыта. По выражению Г.Г. Дилигенского, этот опыт лишь «доведен» до индивида через посредство малой группы и межличностного общения*. Именно большая группа отбирает, се­лекционирует, утверждает как приемлемое, передает от поколения к поколению основные обычаи, традиции, ценности и т.д.

В этом отношении показательна роль этнической общности, прежде всего нации, в формировании, сохранении, развитии и трансляции культуры. Может ли быть свой язык у каждой малой группы как общности? Что делать с традициями, обычаями, нор­мами, если они не носят массового характера, не признаны в других малых группах данной этнической общности?

* См.: Дилигенский Г.Г. Массовое политическое сознание...//Вопросы психо­логии. - 1991. - № 9.


При этом неверно было бы вообще отрицать наличие специфи­ческих моментов культуры в той или иной малой группе. Компания молодежи придерживается определенного стиля одежды, исполь­зует определенный сленг-, но это, как правило, малозначимые ва­риации в рамках молодежи как большой социально-демографичес­кой группы; каждая бригада рабочих может иметь свои особеннос­ти, но они не выходят за рамки единства поведения, культуры ра­бочего класса.

2. Достаточно сложной проблемой является интеграция боль­ших групп.

Зачастую принято считать, что массовые большие общности, как правило, слабо интегрированы, а малые группы высокоин-тегрированы. Но, например, семья (малая группа) накануне раз­вода отнюдь не представляет собой образчик высокоинтегриро-ванной общности.

С другой стороны, можно привести множество примеров высо-
коинтегрированных больших социальных групп, в частности, на­
ций, представители которых готовы пожертвовать своими личны­
ми интересами во имя своего народа. t

Например, рабочий класс России в 1917 г. представлял собой хорошо организованную на территории всей Российской Импе­рии общность, способную выступать как единое целое, а не как" масса разрозненных пролетариев.

Как удается объединить в одном порыве огромные массы ни­когда не видевших друг друга людей, разбросанных на огромной территории?

Конечно, интеграция больших общностей подчиняется обще­социологическим тенденциям интеграции групповых общностей: формирование структуры группы, появление эффективного ли­дера, органов управления, эффективный групповой контроль, конформизм, подчинение групповым целям и т.д., превращение совпадающей цели в общегрупповую цель и т.д. Вместе с тем малая группа интегрируется по одной схеме, а большая - по более сложной, многоступенчатой.

Есть два момента, которые, на наш взгляд, отличают интегра­ционные процессы в больших группах от аналогичных процессов в малых группах.

Первый. Особая роль идеологии в сплочении, интеграции масс в большую, многотысячную социальную группу, способную выс­тупить как единое целое. Именно идеология, идеологическая ра­бота во многом обеспечивает сплочение, солидаризацию, само­идентификацию с «Мы», которые в малой группе достигаются благодаря прямому чувственному контакту, облегчающему осоз­нание участниками малой группы своей общности, единства.


Разрозненные представители той или иной массы, имея совпа­дающие социально-статусные позиции, воспроизводят некоторые стандарты поведения, этого достаточно, чтобы организовать кон­тактную общность. Но при этом еще отсутствуют единые ясные и точные представления о том, как достичь индивидуальных целей, что главное и второстепенное в жизни, кто является союзником, а кто соперником и т.д. Люди, не имеющие единых ценностей, норм, единых представлений о путях решения проблем, не могут сплотиться в единую боеспособную силу.

Поэтому, чтобы объединить разрозненные многотысячные мас­сы, наделить их способностью выступать как единое целое на-" огромной территории, необходимо внедрить единые представле­ния о целях, путях развития и т.д. Эту функцию и выполняет идеологическая работа. Без объединяющей идеологии деятельность лидера, партии не может быть эффективной. Более того, в боль­ших группах лидер во многом сам является идеологом, т.е. челове­ком, способным выработать единую программу действий и спло­тить на ее основе многотысячные массы.

Причем идеология должна объяснять не только сложившуюся ситуацию, пути и методы ее преодоления и т.д., но и важность и необходимость объединения, солидарности. Именно эту функцию во многом выполняли лозунги типа «Пролетарии всех стран, объе­диняйтесь!». Солидаристский импульс идеологии, способствую­щий выделению данной группы из общества, может быть связан и с признанием особой роли данной группы, что делает притяга­тельным «Мы» для «Я» (такую роль играли идеи о всемирно-исторической роли пролетариата как гегемона социалистической революции).

Все идеологии, сыгравшие роль эффективного катализатора объединения масс в боеспособную социальную группу, сочетают в себе объяснительно-оценочную, программно-ориентирующую и солидаристски-сплач.ивающую компоненту. Благодаря единой идеологии, осуществлению разнообразной по форме идеологи­ческой работы разрозненные, разбросанные на огромной террито­рии индивиды со схожими статусно-ролевыми позициями оказы­ваются готовыми к солидарным групповым действиям.

Примерами идеологий больших групп, которые стали символи­ческими, идейными интеграторами разрозненных на огромной тер­ритории масс, являются идеология французской буржуазии в виде учения французских материалистов XVIIPb., пролетарская идеоло­гия (марксизм-ленинизм)"в России, сионизм, палестинская нацио­нальная идеология и др.

Второй. Существует мнение, что большая группа не может обес­печить хорошего эффективного группового контроля за выпол-



нением всеми ее участниками общегрупповых целей, принятых в группе норм, стандартов поведения, следовательно, и конформ­ного поведение и т.д.

Но опыт успешных, эффективных больших групп свидетель­ствует: такой контроль может быть в той или иной степени дос­тигнут в больших группах в многоступенчатой форме. На обще­групповом уровне в виде идеологии закладываются основные кри­терии, требования к поведению отдельных участников группы. Контроль же может достаточно эффективно осуществляться через малые группы (бригаду, церковную общину, семью и др.). В этом случае малая группа выступает своеобразным транслятором обще­национальных, общеклассовых и т.п. целей, мнения всего народа, класса. Таким образом, интеграция большой группы во многом зависит и от того, насколько внутри нее обеспечивается обще-.групповая (общеклассовая, общенациональная и т.д.) направлен­ность малой группы^

Так, жизнеспособность той или иной этнической группы в реша­ющей степени определяется тем, насколько в семье чтут нацио­нальный язык и национальные обычаи, контролируют соблюде­ние национальных традиций, участвуют в работе общины и т.д.

Тем самым малая группа поддерживает и сохраняет жизнеспо­собность большой группы, ее способность выступать как единое целое.

Советско-партийная система функционировала благодаря четкой вертикали, в основании которой находилась жестко контролируе­мая сверху первичная партийная организация. Все процессы, зат­рагивавшие интересы большой группы (КПСС), успешно, своевре­менно и, как правило, на надлежащем уровне решались благодаря тому, что первичные партийные организации активно проводили решения руководящих органов, его идеологов и лидеров, контро­лировали деятельность руководителей на местах, рядовых членов партии, выполнение ими основных идеологических установок.

Приведенные примеры свидетельствуют: организованность, бо­еспособность большой группы зависит помимо того, о чем гово­рилось в предыдущих разделах (институализдция, лидерство, ав­торитетность группы, личностная эффективность и т.д.), и от организованности малых групп вокруг целей, идеалов, ценностей и норм больших групп.

Трудно логически строго анализировать солидарные отноше­ния, объединяющие людей в самые разные общности (веселая компания друзей, многотысячная демонстрация, семья и др.). Мы лишь стремились определить общую логику анализа общностей, в которые вовлечен человек с первых лет своей жизни.



Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с oдной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате aктивизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социальнoгo положения. Например, переход с одного государственнoгo предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое. Сюда же иногда относят и перемещения людей в географическом пространстве без изменения cвoeгo статуса. Например, переезд из одного гoрода в другой, от места жительства к местам работы, покупок, развлечений, отдыха .

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К вocходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, нaпример, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение eгo в нaeмнoгo рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами coциальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике .

Социальные интересы

Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в cвoей основе их потребности. (Вспомните, что вы уже знаете о потребностях человека.) Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными эти предметы. Прежде вceгo это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направленности интересы можно разделить на экономические, coциальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют coциальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - ее направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян и фермеров в результатах cвoeгo труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении cвoeгo языка, своих традиций . Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей peшений. Такими средствами мoгyт быть письма и личные обращения представителей группы в opгaны власти, выступления в средствах массовой информации , проведение демонстраций, маршей, пикетирования и других акций coциального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определенные целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в opгaны власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных coциальных интересов является деятельность парламентских групп при принят ии законов страны и других решений.

Стремление людей участвовать в процессах, определяющих их жизнь, ведет к превращению социально-групповых интересов в политический фактор развития общества.

Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нepeдко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении.

Активность социальных групп, связанная с удовлетворением своих интересов, проявляется и в межгосударственных отношениях. Яркий пример этого явления - защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет coздать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.

Практические выводы

1 в условиях cовpeмeннoгo Oткpытoгo общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.

2 Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.

3 Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги pyccкoгo социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Copoкнна «Человек. Цивилизация . Общество».

Если экономический статус членов нeкoeгo общества нeодинаков, если среди них имеются как имущие, так и нeимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от тoгo, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать peальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные paнги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены кaкoгo-тo общества разделены на различные группы по роду их деятельности,
занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного paнгa и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от тoгo, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества? 3. Можно ли на ocнoвании документа утверждать, что социальное нepaвeнство проявляется в обществах разного типа?
4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры cовpeмeннoгo общества?

Вопросы для самопроверки

1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
з. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
10. В чем состоит практическое значение знаний о coциальной структуре общества?

Домашнее задание

1. Национальный Демократический институт США издал мeтодическое пособие «Как победить на выборах?». В нем peкомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры cвoeгo избирательногo oкpyгa. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как мoгYт отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в oкpyгe?

2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.

3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем . Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте мaтeриал из газет и других средств массовой информации.

Социальная структура и социальные отношения

Когда вы только начинали изучать обществознание, то знакомились с таким понятием, как общество, и вы должны знать, что это довольно сложная организация, в которой взаимодействуют между собой люди, группы, классы, прослойки и т.д.

А что такое структура общества? Структурой общества называют такие коллективные и индивидуальные отношения, которые складываются между разными социальными группами людей.

А вот, социальной структурой, называют устойчивую взаимосвязь различных элементов, которые составляют внутреннее строение данного общества.

Как правило, такими социальными элементами в структуре общества можно считать персоны, которые имеют определенный статус и выполняют определенные роли в социуме. Эти группы людей объединяются по своим статусным признакам в социальные, территориальные, этнические и другие общности.

К социальным группам, как правило, относятся такие объединения людей, которые имеют какие-то сходные признаки. К таким признакам можно отнести совместную деятельность, общие интересы или какие-то определенные ценности.

Кроме того, социальные группы могут образовываться в зависимости от их положения в обществе, уровня образования, профессии или материального положения.

То есть, можно сказать, что социальная структура делит общества людей, в зависимости от различного их положения и по различным критериям.

Изучая эту тему, у вас может возникнуть такой вопрос, так зачем нам нужно изучать разные социальные группы. Что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос:

Во-первых, имеющиеся в определенном обществе социальные группы прикладывают определенные усилия для общественного развития и способствуют происходящим изменениям в обществе, в котором они находятся;
Во-вторых, можно сказать, что в зависимости от того, какой характер носит та или иная социальная группа, напрямую зависит и качество деятельности всех социальных сфер в определенный период истории;
В-третьих, в зависимости от того, какие группы преобладают в том или ином обществе и какое они положение в нем занимают, исходя из этого, и формируется тип общества, его экономическое и политическое положение.

И от того, что мы будем знать ответы на эти вопросы, мы сможем понять, почему социальные институты функционируют не так, как бы нам хотелось и почему мы не получили тот тип общества, к которому стремились.

А знали ли вы, что на Руси, до правления Петра Первого, не существовало такого понятия, как «сословие». А само это слово «сословие», вначале обозначало коллегию или корпорацию и лишь в девятнадцатом веке стало обозначать какие-то определенные группы людей.

На Руси получить среднее или высшее образование могли лишь дети дворян и духовенства, да и то, оно имело четкое разделение по половому признаку. Для мужской части населения были открыты двери в различные гимназии, училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. А вот для девочек существовали женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища, да и в них объем знаний значительно отличался от заведений для мальчиков, так как считалось, что женщинам быть образованными совсем не обязательно.

А известно ли вам, что на Русы мужчины также прокалывали уши? Оказывается, по наличию серьги в ухе казака можно было определить, какое место он занимал в роду. Если молодой человек носил серьгу в левом ухе, то всем было известно, что он был единственным сыном у матери-одиночки. Наличие серьги в правом ухе указывало на то, что это юноша, рожденный в семье последним, и до него наследника по мужской линии не было. Если же юноша имел серьги в обоих ушах, то это говорило о том, что ребенок в семье единственный.

Многообразие социальных групп обусловлено прежде всего раз­нообразием задач, для решения которых образовались эти группы. Что объединило, обособило членов этой групповой общности - профессиональные интересы, общая идеология, этнические при­знаки?

На этом основании можно выделить три вида групп (см. рис. 1, с 279):

Социальные группы, которые образованы, так сказать, по аскриптивному (приписанному от рождения) признаку: ра­совые, этнические группы, территориальные, группы на ос­новании родства, социально-демографические группы и т.п.;



статусные (и профессиональные) группы, возникшие в ре­
зультате социального разделения труда, институализации
социальных связей, т.е. группы, образованные на основа­
нии сходства социального положения, позиций в обще­
стве: рабочий класс, крестьянство, инженерно-техничес­
кие работники, учительство, чиновничество, предприни­
матели и т.д.;

целевые группы (организации), т.е. группы, организованные
для решения тех или иных задач - хозяйственных, науч­
но-исследовательских, политических, просветительских
и т.д. Преднамеренность создания этих групп обусловлива­
ет, как правило, наличие более или менее жесткой форма­
лизованной системы взаимных прав и обязательств участ­
ников группы, контроля за выполнением этих обязательств,
наличие официальной структуры, разделения функций,
статусов и ролей работников организации, наличие лиде­
ра-руководителя и т.д. Взаимодействия в целевых группах
высокоинституализированы, что повышает надежность
получения групповых эффектов.

Приведенный перечень групп свидетельствует об огромном мно­гообразии задач, интересов, целей, ради которых люди могут объе­диняться в группы. Это особенно необходимо учитывать при изу­чении конкретных социальных проблем, роли социальных групп в их решении. Иначе говоря, эта классификация групп основана на содержательных аспектах социальных процессов.

В то же время существует и другая классификация групп - на основе тех свойств, которые характеризуют социальные группы независимо от того, идет ли речь о рабочем классе, предпринима­телях, молодежи, пенсионерах и т.д. В этом случае социальные группы различаются на основании того, как взаимодействуют уча­стники группы - непосредственно или опосредованно.

Так, для некоторых социальных групп характерно наличие не­посредственных личных солидарных взаимодействий, которые, ес­тественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа парт­неров. Соответственно, они называются малыми группами. Нали­чие прямого общения сказывается на внутригрупповых взаимо­действиях - их персонифицированном характере, возможности более полной идентификации индивида с «Мы».

Большие группы - это многотысячные группы людей, разбро­санные на обширных пространствах, ввиду чего для них харак­терны опосредованные солидарные взаимодействия. Большая группа (а это прежде всего классовые, территориальные, национальные общности), как правило, включает малые группы (бригада рабо­чих, национально-культурная община и др.).


Группы могут быть формальными и неформальными, что особен­но важно для малых групп. В больших группах, которые имеют сложную макроструктуру, формализованные.подгруппы (профсо­юзы, партии) могут составлять лишь своеобразный костяк общ­ности.

МАЛАЯ ГРУППА

Роль малых групп ъ жизни простого человека, да и всего общества трудно переоценить.

Как и всякая социальная группа, малая группа - это посто­янная, самовозобновляющаяся система взаимодействий между ее участниками, не случайный набор людей, а устойчивое объе­динение.

Основные черты социальных групп характерны и для малых групп. Но существует и ряд специфических особенностей, на ко­торые единодушно указывают Дж. Хоманс, Р. Мертон, Р. Бейлз, Г.М. Андреева, М.С Комаров, А.И. Кравченко, С.С. Фролов и др.

Во-первых, в малых группах обязательно прямое взаимодей­
ствие,
хорошее знакомство партнеров друг с^другом. >

Во-вторых, в малой группе относительно небольшое число участ­ников (это и позволяет им знать друг друга и находиться в опреде­ленной возобновляемой системе непосредственных связей) - от 2-3 до 20-25 человек. По мнению ряда авторов, максимальная численность составляет 10-15 человек, а оптимальная - 7- 9 человек.

Эти особенности обусловливают ряд отличительных черт внут­ригрупповых взаимодействий в малой группе:

Они носят персонифицированный характер;

У участника группы легко формируется «Мы-сознание», ибо
«Мы» легко и персонально осязаемо. Любой участник группы
легко соотносит себя с ней;

В малой группе эффективно может осуществляться груп­
повой контроль (и самоконтроль).
Человек постоянно на
виду, он постоянно мысленно проигрывает вероятную ре­
акцию на свои поступки со стороны партнеров, имеет до­
стоверные ожидания относительно возможной реакции
каждого партнера;

Структура малой группы, выработанные в ней статусно-
ролевые стандарты поведения, традиции, групповые нор­
мы в значительной мере неповторимо индивидуализирова­
ны,
т.е. адекватны конкретному составу участников, их
психологическим, нравственным, профессиональным осо­
бенностям. Это характерно и для неформальной малой группы,
и формальной (в меньшей степени). Но в любых малых
группах групповые нормы и стандарты поведения в зна­
чительной части формируются методом проб и ошибок,



«подгоняются» под индивидуально-личностные особеннос­ти конкретных индивидов. Поэтому групповые нормы име­ют низкую способность к самовоспроизводству (особенно в неформальной малой группе).

Синтез данных особенностей составляет неповторимость атмос­феры малой группы. Здесь кипят истинные страсти и предпочте­ния, нормы поведения здесь не воображаемые, а ощутимые. Это реальная, легко воспринимаемая и глубоко переживаемая среда социальных действий. Этим объясняется особая роль малых групп в формировании личности, ее социализации: именно в малых груп­пах человек получает наиболее впечатляющие жизненные уроки, индивидуальный опыт, приобщается к коллективному опыту.по­колений.

Связь «личность - общество» осуществляется преимуществен­но через десятки малых групп, в которые вовлечен индивид. Ре­альное, эмпирически осязаемое общество обязательно репрезен­тируется через малые группы, предстает в связях, нормах поведе­ния ее членов. Любые макропроцессы реализуются в той мере, в какой в них оказались вовлечены малые группы, т.е. прокладыва­ют себе путь через процессы, происходящие в малых группах.

Способность малой группы выступать посредником во взаимо­отношениях отдельной личности и предприятия, социального слоя (класса), общества в целом было подтверждено рядом социологи­ческих исследований*.

Хотторнский эксперимент, в частности, показал, что идентифика­ция рядовых работников с компанией зависит от степени уваже­ния и общности между доверенными лицами компании и малой группой.

Исследования, проводившиеся во время второй мировой войны, показали, что боеспособность зависит от сети накладывающихся друг на друга связей в малой группе, лояльности бойца по отно­шению к товарищам: он не должен подводить своих парней.

Значение малой группы во взаимодействии индивида с макро­процессами, нацией, обществом в целом облегчает понимание про­цессов интеграции больших социальных групп.

Но важен и более масштабный аспект осмысления роли малой группы в общественной жизни. Можно ли говорить, например, о благополучии в армии, если в ее микрогруппах массовый масштаб принимают дедовщина, дезертирство? Можно ли говорить о мо-

* См.: Миллз Г. О социологии малых групп. В кн.: Американская социология.
Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.

* См. адаптированный перевод текста Ч. Кули «Первичные группы». В кн.:
Кравченко А.И. Основы социологии. - М., 1997, с. 261-265.


рально здоровом обществе, если в нем нередко процветают кумов­ство, интриги и т.д.?

Среди малых групп принято выделять первичные и вторичные (что, по нашему мнению, соответствует первичным и вторичным социальным взаимодействиям, связям, отношениям).

Первым на наличие первичных малых групп указал американ­ский социолог Ч. Кули. Подчеркивая значение первичных отно­шений между людьми, в которых реализуется подлинная челове­ческая природа (речь идет о таких чувствах, как любовь, негодо­вание, тщеславие, привязанность, честолюбие и т.д.), Ч. Кули впервые обратил внимание на роль тех социальных групп, кото­рые строятся на основе межличностной интеграции**.

Между тем идеи Ч. Кули и проделанный им анализ довольно противоречивы, а подчас просто нелогичны? Фактически, говоря о первичных группах, он имеет в виду любые малые группы, выд­вигая в качестве признака первичных отношений наличие непос­редственного межличностного контакта. В другом месте главным признаком первичных групп он называет доверительные, интим­ные отношения, противопоставляя их формальным отношениям. Но не всякие неформальные отношения носят доверительный, интимный характер. Поведение студента по отношению к ректо­ру, как мы уже говорили, согласно неписаному правилу будет под­черкнуто уважительным, даже с некоторыми элементами заиски­вания, почтения, но отнюдь не доверительным. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, что предложенные Ч. Кули основания для выделения первичных групп привели к серьезным, довольно драматическим противоречиям*. Поэтому современные социологи, признавая «авторские права» Ч. Кули на термин «пер­вичная группа», этот термин фактически толкуют иначе.

Под первичной группой (точнее, группой, основанной на пер­вичных отношениях) принято подразумевать малую группу, ин­тегрированную на основе таких исходных (первичных) призна­ков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональ­ная привязанность, доверительность. Отношения в первичных груп­пах (семья, сверстники, друзья и др.) наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для их участников какой-либо утилитарной ценности, чем и привлекательны. Взаимодей­ствия в первичных группах в наименьшей степени «огрублены», обусловлены социально-рациональными соображениями выгоды, корысти, карьеры. Большинство первичных групп создается на основе добровольного согласия, личной привязанности.

Вследствие этого первичная группа характеризуется:

Эффектом нерасторжимости «Я» и «Мы»;

* См.: Андреева Г.М. Социальная психология. -^ М., 1980, с. 242-243.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Главы, написанные данными авторами, подготовлены нри поддержке российского фонда фундаментальных исследований. Грант РФфи №99-06-80513

Удк ббк я о.. оглавление..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Институализация политической жизни
Становление политических институтов - процесс длительный. Его начало восходит к постепенному появлению качественно но­вого вида взаимодействия - политической власти, институализа­ция которой и поло

Общество
затрат на обеспечение различных общественных работ, для созда­ ния страхового фонда, персонального потребления правителей и их приближенных. Необходимость в централизованных фондах был

Дифференциация политической власти
На ранних ступенях развития общества отношения политичес­кой власти были синкретичными, т.е. внутренне не разделялись на специфические сегменты, сферы управления. Князья в Киевской Руси са

Легитимность власти
В политической истории можно наблюдать немало, на первый взгляд, парадоксальных явлений. Одним из них является покорность масс тираническим, тоталитарным режимам, которую трудно объяс­нить страхом

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как открыть разъем для сим-карты у iPhone?
Прошивка планшета Explay Leader
Как начать писать свой блог с нуля: план на моем примере